Автор: Ярослава Анабарская, специалист по этикету

«В семье, как и в обществе, нужны такт и умение держать себя. Качества эти приобретаются воспитанием, а за недостатком этого последнего, часто подсказываются сердцем; но, к сожалению, иногда сердце молчит, а легкомыслие позволяет считать семью местом, где все позволено, где смешно стесняться, где не нужны уважение, вежливость, любезность, оставляемые исключительно для посторонних».

«Жизнь в свете, дома и при дворе», Санкт-Петербург, 1890

 

Времена, общество и нравы меняются, но некоторые вещи остаются неизменными. Поговорим о том, на что стоит обратить внимание родителям XXI века, чтобы привить юному поколению достойные манеры.

Личный пример

Данный пункт должен был торжественно завершить всю статью. Но это было бы неправильно. Ведь поведение родителей — это та модель, которую воспроизводит и будет воспроизводить ребенок в течение жизни. Конечно, если будучи взрослым он сознательно не решит «переписать» какую-то часть заложенной в него «программы».

От нас нередко можно услышать: «в нашей семье было принято», «у нас дома было заведено», «папа учил меня», «мама всегда говорила»… Задумайтесь, ведь это не просто фразы. За ними скрывается семейная история, в них — истоки нашей сегодняшней личности и того, что мы взращиваем в собственных детях.

Личный пример — это основа основ! Знакомя ребенка с правилами этикета, постарайтесь сами соответствовать тому, чему учите. Будьте пунктуальны, убирайте гаджеты во время семейных ужинов, подбирайте подходящую одежду в театр, не пользуйтесь зубочисткой за столом, разберитесь в том, кому и когда уместно

отправлять голосовые сообщения, а кому — нет… Некоторым папам также следует серьезно проследить за своей привычкой на ходу сплевывать на тротуар. Думайте о том, какой пример вы подаете своим сыновьям и дочерям.

Требовать что-то, но самим не соответствовать этим требованиям — не совсем честно, вы не находите?

Следите за собой

Чтобы подавать достойный пример, развивайтесь сами и совершенствуйте собственные манеры. Читая литературу по этикету, анализируйте ее и ответственно подходите к выбору источников. Ловушка интернета заключается в том, что многие не несут ответственность за написанное на его просторах. Отсюда — растиражированные «этикет-небылицы» и репосты недостоверной информации.

Поясню на примере. Уверена, многие из вас видели в сети схемы с различными сигналами, которые подаются с помощью ножа и вилки. Их количество варьируется в среднем — от 3 до 12. Значения сигналов предлагаются самые разные: от «с нетерпением жду следующего блюда» до «обслуживание не понравилось» и «принесите жалобную книгу». К сожалению, некоторые люди, насмотревшись подобных картинок, начинают «играть» с приборами в тарелке. А тем временем на сегодняшний день специалистами по этикету признаны только два сигнала — «пауза» и «окончание».

Обучаясь офлайн и онлайн, используйте полученные знания на практике. Вы можете пройти множество мастер-классов по этикету, но за пределами аудитории продолжить вести себя неучтиво, не следить за своим поведением и не корректировать его. Что ж, в таком случае достойные манеры не станут частью вас, а значит — и частью вашего ребенка.

Если вы — из тех, кто дополняет семейное воспитание курсами хороших манер для детей, этот совет — для вас. Обычно когда родители приводят ребенка на занятия по этикету, то получают «обратную связь» — он начинает делиться тем, что узнал. И если одни мамы и папы с радостью обновляют свои знания, просят что-то объяснить,

задают вопросы, то другие оказывают всяческое сопротивление, мол, «пусть дети учатся, а нам это не надо, мы без этикета жили и так же проживем».

Печальнее этого может быть только ситуация, когда ребенок, посещая курсы, дома наблюдает, как оба родителя или один из них откровенно пренебрегает всеми правилами приличия. Надеюсь, вы понимаете, что лучше принадлежать к числу интересующихся родителей. В противном случае, «то, как заведено в семье» может свести на нет работу специалистов, а все, что изучается, останется просто теорией без ежедневной практики.

Этикет — это скучно!

Уже само слово «этикет» у некоторых детей вызывает неприятие, а порой — разную степень агрессии и защиты (последнее чаще наблюдается у подростков). «Ну, сейчас начнутся нравоучения!».

Если рассудить, этикет — это не то, чем можно пользоваться время от времени и по настроению. Хочу — буду соблюдать правила приличия, хочу — нет. Достойное поведение, уважение и внимание к окружающим — это часть нашей социальной жизни. Во всяком случае, хотелось бы, чтобы в современном обществе так оно и было. И именно поэтому консультанты и специалисты по этикету прилагают все усилия, чтобы как можно больше людей наконец осознало это.

А теперь вообразите чувство обреченности ребенка, когда он понимает, что соблюдать правила и, так или иначе, контролировать себя придется постоянно! Да и обучение этикету представляется скучной лекций в духе «так можно, так нельзя». Согласитесь, это может любого лишить желания постигать правила хорошего тона.

Поэтому не превращайте знакомство с этикетом в еще один предмет школьной программы. Постарайтесь связать изучение манер с приятными эмоциями. Конечно, для каждого возраста и каждого ребенка требуется свой подход. Для одних — это чтение сказок, для других — задушевные «взрослые» разговоры о поведении и обмен мнениями на равных, для третьих — просмотр соответствующих фильмов с непринужденным обсуждением поведения героев. Помню, как в детстве, когда мы с

мамой или бабулей смотрели фильмы, они ненавязчиво обращали мое внимание на действия персонажей (что-то в духе «Посмотри, как она держит себя на людях»).

Игры и моделирование ситуаций — пожалуй, один из универсальных методов. Они доставляют позитивные эмоции и обучают одновременно. С удовольствием помещаю в конце статьи одну из игр.

Ни дня без практики

Обучение манерам не ведется время от времени. Разовый инструктаж только перед важными мероприятиями: «веди себя хорошо», «не позорь меня», «пользуйся ножом и вилкой», не даст результатов. Постижение и отработка правил имеют постоянный, ежедневный характер. А выходы в свет — некая лакмусовая бумажка, тест на то, что ребенок усвоил и на что еще следует обратить внимание.

Если ваш отпрыск в принципе привык вам хамить, не ожидайте от него сдержанности на людях, если за столом в кругу семьи он разговаривает с полным ртом или облизывает нож, не ждите от него безупречных манер на торжестве. Кстати, о столовых приборах. Дома во время семейных повседневных трапез всегда подавайте нож и вилку. Использование этих приборов для ребенка станет абсолютно привычным, а значит в гостях или во время торжества они не станут для него вызовом.

Объясняйте сыновьям, что рукопожатие инициирует старший. Мальчиков учат пожимать руку «по-мужски», «как взрослый», но потом этот маленький мужчина тянет руку всем без разбора, не понимая, что у этого действа есть свои правила очередности.

Учите дочерей достойно принимать комплименты и похвалу. Наверняка, многим родителям знакома следующая ситуация. Кто-то из взрослых друзей делает комплимент их барышне или хвалит ее. В ответ наша юная героиня вместо того, чтобы поблагодарить, либо молчит либо начинает кривляться и красоваться.

Замечаний на людях лучше избежать, а после, уже дома провести «разбор полетов». Хотя ваши действия в таких ситуациях зависят от многих факторов, в том

числе — от того, насколько глобален промах и не приведет ли он к гораздо большей неловкости. И если уж подсказывать, то максимально тактично и незаметно.

Сразу вспоминается видео, на котором испанская королева Летисия во время одного из официальных мероприятий деликатно напомнила своей дочери, что девочке следует сидеть с сомкнутыми коленями. Думаю, в данном случае, действительно, лучше подкорректировать поведение чем, дать возможность юной инфанте просидеть неподобающе в течение всего мероприятия.

Когда начинать учить?

Всё зависит от самих детей. Работая с ними, замечаю, что одни уже в 4 года — от природы «маленькие леди и джентльмены». Они понимают вещи, которые даже некоторые взрослые порой не в силах осознать. Такие дети либо с пеленок видят достойный пример в семье, либо на уровне какого-то необъяснимого инстинкта чувствуют, как надо поступать. Часто их родители сами признаются: «Мы не знаем, в кого он у нас такой». Другие мальчики и девочки даже в 12 лет позволяют себе не здороваться со старшими, а элементарная вежливая просьба оказывается для них чем-то из области фантастики.

Рассуждения «сейчас рано учить ребенка этикету» неуместны, когда мы говорим о семейном воспитании. Если ребенок поступил некрасиво, нехорошо, на это стоит обратить внимание. Автору известны родители, которые закрывали глаза на истерики, хамство, наглые требования своего чада и умилялись тому, как он «показывает характер». Взрослые члены семьи смеялись, когда ребенок со злостью бил кого-то из них (дескать, он играет), а через пару лет понимали, что его уже не остановить. Поведение становилось все менее и менее контролируемым. Теперь оставалось в предвкушении ожидать подросткового периода…

Разумеется, это не означает, что теперь надо не давать ребенку вздохнуть без вашего позволения, придираться по любому поводу к его поведению и фанатично «ваять» из своего наследника благовоспитанного отпрыска.

Лучшее — враг хорошего

Некоторые родители настолько рьяно берутся за обучение этикету, что доводят своих детей до абсолютной неестественности, а их поведение — до «манерности». Девочки с замашками новоявленных аристократок и неуместными ужимками, мальчики, излишне «переигрывающие» в роли положительных героев, дети, от которых постоянно требуются безупречные манеры, лишенные детства, проявлений особенностей характера и детской непосредственности — это не то воспитание, о котором мы говорим. Не доводите этикет до абсурда.

Игра в аристократию

Последнее в списке, но не последнее по значению. В настоящее время часто происходит подмена понятий. Давайте сразу уточним. Постижение хороших манер — это не игра в аристократию.

Когда взрослые учат своих наследников жеманности, манерности, наигранному аристократизму, умению красоваться на людях — это что угодно, но не этикет. В основе этикета — прежде всего уважение к достоинству другого человека. И будет жаль, если вы, как родитель, не учтете это.

Объясните сыновьям и дочерям, что если они изучают этикет и теперь знают больше своих сверстников, а порой — даже больше взрослых, это не повод для заносчивости и осуждения окружающих.

Если ребенок начнет раздавать непрошеные советы о том, как себя вести (часто — ко всеобщему умилению взрослых), объяснять правила с нотками надменности и чувством собственного превосходства, театрально закатывать глаза и вздыхать, дескать, «с какими простаками приходится общаться», считайте, миссия провалена. Он не понял, что такое этикет, а одна из его заповедей «не ставить других в неловкое положение» нарушена.

Игра «Вежливые просьбы»

Цель: расширить лексический запас ребенка, изучить варианты вежливых просьб.

Реквизит: подготовленные карточки с вежливыми фразами-обращениями, такими как: «Будьте добры», «Будьте любезны», «Извините,», «Простите,», «Могу я…?», «Разрешите», «Прошу прощение», «Пожалуйста,».

Описание. Родитель называет любое существительное, выбирает карточку с вежливой фразой и показывает ее ребенку. Ребенок должен объединить фразу и существительное в вежливую просьбу. Допускается изменение рода существительного.

Например, названо слово «книга», показана фраза «Могу я…?». Вариант вежливой просьбы может звучать так: «Могу я взять твою книгу?».

Названо слова «Космос», показан фраза «Разрешите». Вариант просьбы: «Разрешите взять этот журнал про Космос!».

Далее — очередь ребенка придумывать слово и выбирать карточку, а родителя — придумывать просьбу. Чем необычнее слова, тем интереснее играть.

ВАЖНО! Поскольку фантазия детей безгранична и ребенок может в какой-то момент забыться, следует следить за тем, чтобы слова были уместны для игры по этикету.

Tags: